If this is a first time you visiting Scrolls, please register in Fight Club. If you already registered, please authorize on Fight Club start page with your login and password.
Безусловно казачество сыграло важную роль в истории России, Украины, Белорусии, да и Евразии в целом. Кто же эти люди? Цель этой статьи показать читателям разные мнения относительно казаков и казачества в целом.
Итак, начну с БСЭ: Казачество, военное сословие в дореволюционной России 18 — начале 20 вв. В 14—17 вв. — вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму, главным образом на различных промыслах, а также лица, нёсшие военную службу на окраинах страны и т. н. вольные казаки. Служилые казаки разделялись на городовых (полковых) и станичных (сторожевых) и использовались для защиты соответственно городов и сторожевых постов, за что получали от правительства землю на условиях поместного владения и жалование. Как социальная группа эти казаки были близки к стрельцам, пушкарям и др. В 18—19 вв. большая часть их была переведена в податное сословие и вошла в категорию однодворцев, другие вошли в состав казачьих войск (Сибирского, Оренбургского и др.).
БиЕ Казаки (мало русск., козаки, слово, вероятно, татарск. происхождения —“вольный наездник”), ныне особое военное сословие в России. Для защиты южных, юго-вост. окраин польское и московское правительства стали, начиная с XV в., привлекать пограничное население к особой сторожевой службе, наделяя поселенцев землей и другими льготами. Отсюда возникли К. реестровых малоросс. полков в Польше и городовые К. в пограничных городах моск. госуд. Но гораздо большее значение в развитии и жизни казачества имело движение в свободные степи людей, искавших простора и воли; так образовались К.: Днепровские, запорожские, донские, яицкие. Единственное их занятие было война с татарами и турками, а со времени введения унии —и с поляками, когда К. явились защитниками православия.
Большевистская "классовая" историография определяет возникновение казачества примерно XVI-м веком и утверждает, что "казаками" называли себя беглые крестьяне, люмпены, разбойники из Центральной России, которые скрывались от царя и прочих "эксплуататоров" на Дону.
О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро - монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.
Еще один взгляд: В 1897 году российский историк М.И. Гершензон перевел с французского второй том «Всеобщей истории с 4-го столетия до нашего времени», который назывался «Эпоха крестовых походов» (под редакцией Э. Лависа и А. Рамбо). До революции книга выдержала несколько изданий. Историк М.И. Гершензон был принят в объятия советской властью, сын его стал известным генетиком, академиком, Героем Соцтруда. А вот книга была совсем забыта, хотя материал в ней на редкость интересный. В тысячестраничном томе последние несколько десятков страниц были посвящены истории тюрков начиная с событий за пять столетий до начала новой эры, и указаны точные даты многих событий и названия народов по-китайски и по-тюркски. Из изложенных сведений следует, что уже две с половиной тысячи лет назад (!) в мире знали о существовании казачества. При этом оказалось, что жизненный уклад древних казаков содержал все признаки уклада казаков XIX столетия. Французские ученые, создавшие том «Эпоха крестовых походов», пользовались китайскими источниками. В этом нет ничего удивительного: уже два тысячелетия в Европе целенаправленно уничтожаются все письменные источники, которые способны пролить свет на древнюю историю народов Евразии. Поэтому «отца истории» Геродота Европа в Средние века прочитала в переводе с арабского! Поскольку источники информации у французов были китайскими, то многие слова и понятия они дают без перевода с китайского. Так, описывая жизнь народа Гиунг-Ну, китайские летописцы всего один-единственный раз делают «маленькое» замечание, что сами тюрки звали их казаками, а европейцы - хунну. Указывается также, что эти казаки считали себя вольными людьми и не желали служить «своему императору» (т.е. китайскому). Они были руководимы своими атаманами и имели земельные наделы. Земельные наделы назывались тогда тара (от имени богини земледелия Тары и от словосочетания «та ар Ра», т.е. «та земля Ра»). Землевладельцы звались таранчина или Тары сыны. В отличие от земледельцев кочующие безземельные народы именовались киргизами, а немногочисленные народы, внешне схожие с китайцами (но темнее лицом) и жившие между монголами и китайцами, – кара-китаями, или темными китайцами. Это предки современных казахов, киргизов и калмыков. В персидском наречии имеются названия двух пустынь: на западе - Кипчак, на востоке - Гоби. Позднее персы, принявшие ислам, прозвали Кипчаком территорию южнорусских земель, а их жителей - кипчаками. Так и жили в южнорусских полях представители коренного населения, звавшиеся половцами, персов и арабов - кипчаки, греков - понтийцы (если были ближе к Черному морю) и меоты (если обитали на берегу Меотиды - древнегреческое название Азовского моря, VII век до н. э. - IV век н. э.). По духовным отличиям обитателей южнорусских полей звали торками (от покровителя Тора) и берендеями. Это слово достаточно позднее, в ранней литературе - перундеи, от покровителя Перуна, а в общем – татары (тата ариев, тата Ра). Сословно они относились к категории воинов, потому и звались казаками. На географических картах XVI - XVIII веков четко видны необъятные размеры Великой (Гранд-лат., Могол-греч.) Тартарии, где обитали казаки.
О Тартарии. В британской энциклопедии, Русскую Империю, более известную, как Великая Тартария (Great Tartary) называют территорию, восточнее Дона, на широте Самары до уральских гор и вся территория восточнее уральских гор до Тихого океана на азиатском:
«TARTARY, a vast country in the northern parts of Asia, bounded by Siberia on the north and west: this is called Great Tartary. The Tartars who lie south of Moscovy and Siberia, are those of Astracan, Circassia, and Dagistan, situated north-west of the Caspian-sea; the Calmuc Tartars, who lie between Siberia and the Caspian-sea; the Usbec Tartars and Moguls, who lie north of Persia and India; and lastly, those of Tibet, who lie north-west of China». («Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая»). Encyclopedia Britannica, Vol. III, Edinburgh, 1771, p. 887, (Энциклопедия Британика, первое издание, Том 3, Эдинбург, 1771 г., с 887).
Cуществовала страна Тартария, провинции которой имели разные размеры. Самая большая провинция этой империи называлась Великой Тартарией и охватывала собой земли Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. На юго-востоке к ней примыкала Китайская Тартария (Сhinese Tartary) [Севернее Китая. Сегодня является территорией Китая]. На юге от Великой Тартарии была, так называемая, Независимая Тартария (Independent Tartary) [Средняя Азия]. Тибетская Тартария (Tibet) располагалась на северо-запад от Китая и на юго-запад от Китайской Тартарии. На севере Индии находилась Монгольская Тартария (Mogul Empire) [современный Пакистан]. Узбекская Тартария (Bukaria) была зажата между Независимой Тартарией на севере; Китайской Тартарией на северо-востоке; Тибетской Тартарией на юго-востоке; Монголькой Тартарией на юге и Персией (Persia) на юго-западе.
Россия – уникальная страна, уникальная во всех отношениях. Взять хотя бы название страны и ... всплывёт целый пласт информации, о которой большинство жителей России не имеют ни малейшего представления. Название страны – Россия, возникло от другого слова – Рассея, которое, в свою очередь, образовалось от названия Рассения. Рассенией называлась часть древней Славяно-Арийской империи, лежавшая западнее Рипейских (Уральских) гор. Земли восточнее Урала до Тихого океана и далее от Лукоморья (Русского Севера) до Центральной Индии носили имя Земля Свята Расы.
Иноземцы называли эту страну по-разному. Одним из последних иноземных имён, известных в Европе до конца восемнадцатого века, было Великая Тартария – самая большая страна мира, как о ней говорится в первом издании британской энциклопедии 1771 года. Основным населением этой империи были славяне, в большей своей части – русские. В тоже время, на её территории проживали и многие другие народы, имевшие равные права с основным населением. Примерно так, как это обстоит и в современной России.
Название Тартария никакого отношения к названию тюркских племён не имеет. Когда иноземцы спрашивали жителей этой страны о том, кто они, ответом им было: «Мы дети Тарха и Тары » – брата и сестры, которые были, по представлениям древних славян, хранителями земли русской.
Согласно этому мнению казаки были либо жителями этой страны, либо пограничными войсками охранявшими рубежи Великой (Могол - греч.) Тартарии.
В топонимике южных территорий России присутствует такое количество «тюркских» названий, что знаменитые историки хватаются за голову. Реки Дон, Аксай, Кагальник, Темерник, Самбек, Койсу, Батай, Сал, Джурак-Сал, Акшибай имеют происхождение от местных, а не греческих наречий. Населенные пункты Аксай, Батайск, Семикаракорск, Самбек, Саркел, Мамайка, Бирючий Кут (Медвежий угол), Куберле сохранились на территории не только нынешней Ростовской области, разорванной на части революцией 1917 года на ряд областей современных Украины и России. Они лишний раз подчеркивают, что здесь всегда жило автохтонное (коренное) население.
Была ли великая Тартария или нет? Являлись ли казаки пограничниками этой страны (частью Орды) или они появились лишь в период правления Романовых? Доподлинно неизвестно. Но нет никаких подтверждений и того факта, что казаки - это беглые крестьяне. В противовоес "крестьянской" теории есть как минимум два вопроса: 1. Почему и как беглые крестьяне смогли организоваться в мощнейшее войско того времени, причем с явно выраженным наступательным (не оборонительным) характером? 2. Почему беглым крестьянам были пожалованы плодороднейшие земли нынешней России и Украины?
Mood: creative
Вам запрещено комментирование в скроллах. Причина: Character level to low
"1. Почему и как беглые крестьяне смогли организоваться в мощнейшее войско того времени, причем с явно выраженным наступательным (не оборонительным) характером? 2. Почему беглым крестьянам были пожалованы плодороднейшие земли нынешней России и Украины? "
Ну, для начала, следует отметить, что бежали не просто какие-то там крестьяне, а самые что-ни-на есть отчаянные. И убежав они превосходно осознавали, что если их поймают и вернут, то живьём шкуру сдерут в буквальном смысле этого слова и башку кудрявую на кол насадят. Это раз. Чтобы пробиться к Дону, нужно было не одну пару лаптей стоптать и немалой сноровкой обладать, чтобы уклониться от поимки. А прийдя таки на Дон с которого как известно "С Дона выдачи нет" - уже встречались с людьми живущими там не одно поколение в постоянных стычках то с татарами, то с польской шляхтой, то ещё с какой нечистью... Больше чем уверен, что не одним (да и не только) земледелием жили тут у нас на Дону, а во многом и воинской (нююю... скорее разбойной) добычей. Касательно-же наступательного характера казачьих формирований? Гриш-ну вот ты мне скажи-если у нас даже Москва деревянная в те времена была и её враги-нахОдники не раз дотла сжигали - то стал бы ты, на месте казаков, в степи пытаться крепости возводить? =) Да ничего подобного. Лихой конь, да быстрая сабля - вот что в степи нужно. Вспомни как воевали татары и иные степные народы?
К вопросу о плодородной земле... Да сколь-бы плодородной земля не была, но если у тебя нет вооружённой возможности эту землю защитить, то что бы ты сделал на месте правителей Российских чтобы и земли за собой эти закрепить, да ещё и обзавестись пусть и диковатым, не всегда подчиняемым, но яростным и опытным в схватках именно с врагами этой земле присуЩЩими? Да так-бы точно и ты поступил-бы. В надежде, что когда своя армия окрепнет, там уже видно будет - кто той земле хозяин. А так - и с юга казаки тебя прикрывают-сидя на той-же самой земле, ктороую ты им якобы пожаловал, а на самом деле они сами сотни лет ворружённой рукой отстаивали от всякого ворога, и в случае чего имеешь право казачков ещё и к своим войнам в других краях "пристёгивать" =))))
Но безусловно - "темна вода во облацех"... Историю нашу столько раз переписывали, что даже и не знаю....
ИМХО - это громко сказано=) "А прийдя таки на Дон с которого как известно "С Дона выдачи нет" - уже встречались с людьми живущими там не одно поколение в постоянных стычках то с татарами, то с польской шляхтой, то ещё с какой нечистью..." Выходит ты не споришь с фактом наличия на дону к 16 веку, живущих там не одно поколение людей. Таким образом, если крестьяне и бежали на Дон, то именно по тому, что там не голая степь - а живут люди, которые дают покровительство, как ты правильно заметил - "С Дона выдачи нет!" По поводу Москвы и других русских городов - вот именно, что и были крепости, и совсем не слабенькие как ты пытаешься тут написать. Владимир - считался неприступным. Маленький городок Козельск, Батухан брал 3 или 4 месяца, и это с китайскими стенобитными орудиями! Если ты веришь в миллеровскую историю, то должен знать, что русичи предпочитали оборону, нападению. К тому же, как беглые крестьяне-сорвиголовы могли организовать войско? Банду да, но не войско, которое несколько раз брало штурмом Константинополь и неприступную крепость Азов.
По поводу земли - эта земля никогда не была безхозной. Скифы, Сарматы, Половцы, Хазары - вот лишь неполный перечень народов, которые жили на этой земле, кстати оставив после себя монументальные памятники - коими являются курганы. Приведи еще исторические примеры возведения усыпальниц королей на "ничейных" землях. А Романовы никому ничего не "жаловали", тем более земли - эти земли и так принадлежали людям (Казакам), которые охраняли ее задолго до эпохи Романовых. По поводу пристегивания казачков к армиям русских царей - Русский (читать Московский) Царь никогда небыл указом для казаков, власти царской тут небыло до Екатерины2 (заметь не со времен Петра1, как нам впаривали), иначе как ты объяснишь Степана Разина и Емельяна Пугачева? Бунты? Бред! И тот и другой на Москву шли - это не бунты а попытка переворота. Казаки ходили в войско к царям, только тогда, когда это было выгодно им, а зачастую выступали и против Московии (правда тогда их историки называли татарами и т.п.). Масса фактов свидетельствует о том, что на Дону, Волге, Тереке и части Украины - существовало именно государство со своей регулярной армией, а не кучка беглых сорвиголов.
Так что от твоего ИМХО, нужно убрать ХО и тогда будет норм. Мнение может и должен иметь каждый!